Социологическая экспертиза – это процессуальные действия, состоящее из проведения социологического исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области социологии (и, возможно смежной отрасли), которые поставлены перед экспертом заказчиком в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Очень часто, при производстве социологических исследований, руководитель Экспертного центра “Топ Эксперт” созывает комиссию специалистов, которые обладают специальными знаниями в смежных экспертных отраслях: лингвистика, искусствоведение, психология и другие. Экспертный центр обладает всем необходимым специализированным персонажем и оборудованием, включая оборудованную комнату для проведения исследований – фокус-групп.
Услуга: | Сроки и стоимость: |
---|---|
Социологическая экспертиза | 12 рабочих дней = от 17 000 р. |
Проведение фокус-группы | 15 рабочих дней = от 20 000 р. |
Рецензирование заключения | 7 рабочих дней = от 20 000 р. |
При поведении экспертизы под ключ, вы получаете: | Экспертное заключениеВидеоматериалы (USB накопитель)Выступление эксперта в суде (допрос эксперта)Квалифицированную консультацию от специалистов |
Внимание: сроки и стоимость зависят от сложности объекта,более подробную информацию можно получить у специалистов экспертно-правового центра Топ Эксперт
Методы производства социологических исследований
1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.
2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
3. Опрос — сбор количественных данных на основе опросной процедуры. Опрос подразделяется на письменный (посредством анкеты) и устный (посредством интервью, беседы). Строится по методу «воронки»:
- вводная часть (введение в проблему),
- основная часть (вопросы по проблеме),
- заключительная часть (социально-демографическая).
Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий устное вербальное взаимодействие интервьюера с респондентом. Различают стандартизированное и свободное интервью. Свободное интервью характеризуется минимальным уровнем стандартизации. В научной литературе синонимами свободного интервью часто выступают открытое интервью, неструктурированное интервью, глубинное интервью, и др. Выделяют также фокусированное интервью — направленное глубинное интервью, в котором происходит подробное обсуждение одной проблемы, с которой респондент заранее ознакомлен.
4. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработк
Исследуя общественное мнение, социологическая экспертиза выявляет общественное мнение, отношение людей к той или иной проблематике, социальному или политическому явлению, исследует культурную, экономическую, политическую и иные сферы жизнедеятельности. Так, социологическая экспертиза применяется в таких категориях дел как дела, связанные с защитой исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, с оспариванием отказа в регистрации товарного знака (знака обслуживания), по делам о признании материалов экстремистскими.
Использование специальных социологических знаний незаменимо при решении вопроса общеизвестности товарного знака, бренда, логотипа; при определении факта и размера нанесения репутационного вреда. Социологическая экспертиза также применяется при определении наличия (отсутствия) признаков введения потребителей в заблуждение в отношении производителя конкретного товара (услуги) или же их качества.
Выводы, получаемые в рамках социологической экспертизы, обладают высокой степенью надежности и достоверности, так как опираются непосредственно на статистические данные общественного мнения.
- Социологическая экспертиза и интеллектуальная собственность
- Социологическая экспертиза в спорах интеллектуальной собственности
- Социологическая экспертиза рекламы на соответствие законодательству
- Экспертиза выявления сходства и смешения
- Судебная социологическая экспертиза в спорах, связанных с интеллектуальной собственностью
- Фокус-групп (опрос) как вид социологического исследования
- Опрос как специальный исследовательский метод
Специалисты-социологи Центра “Топ Эксперт” соответствую всем критерием для признания доказательности социологической экспертизы в суде. Квалифицированные специалисты “АНО ЭПЦ “Топ Эксперт” являются носителями специальных знаний, которые можно использовать для ответа на поставленные перед ним вопросы в Арбитражном суде или суде общей юрисдикции, а также на досудебной стадии.
Конфиденциальность информации гарантировано специалистами АНО ЭПЦ “ТОП ЭКСПЕРТ”
При производстве социологических исследований сотрудники центра “Топ Эксперт” соблюдают максимально возможную анонимность респондентов — общепринятая практика социологических опросов и исследований рынка, закрепленная в официальных документах всех основных профессиональных ассоциаций и объединений, как российских, так и международных.
Профессиональный кодекс социолога, принятый VI Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации в марте 1987 г., гласит: «Во взаимоотношениях с респондентами социолог будет строго соблюдать гарантии конфиденциальности, неразглашения сообщенных респондентами сведений» (пункт V, часть 1). Аналогичное положение включено в пункт 2.3.2. Этического кодекса Международной социологической ассоциации: «Безопасность, анонимность и неприкосновенность частной жизни участников исследований и информантов должны строго соблюдаться как в количественных, так и в качественных исследованиях». Той же позиции придерживается Европейское общество по опросам общественного мнения и маркетинговым исследованиям (ESOMAR). Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике проведения маркетинговых и социальных исследований содержит следующие нормы: «Исследователи не должны передавать клиенту личные данные респондентов» (статья 7, пункт «с», часть 2); «Исследователи должны обеспечить все необходимые меры безопасности для защиты от несанкционированного доступа к личным данным респондентов, а также для защиты от каких- либо махинаций с ними или их разглашения» (пункт «d»). Об этом же говорит Кодекс российского Объединения исследователей рынка и общественного мнения: «Анонимность Респондента должна быть строго защищена» (пункт 4.9.2.).
Социологическая экспертиза может разрешать следующие вопросы:
- Обладает ли исследуемый объект признаками общеизвестного товарного знака?
- Снижено ли в общественном представлении мнение о конкретном лице в связи с конкретным явлением?
- Обладают ли сравниваемые обозначения признаками сходства до степени смешения?
- Ассоциируется ли исследуемое обозначение с конкретным производителем?
- Иные вопросы.