Лингвистическая экспертиза по делам о клевете – это исследование речевых объектов на предмет выявления фактов, которые можно квалифицировать как «клевета». Данный вид исследования становится все более актуальным, поскольку в августе 2012 года произошли изменения в Уголовном кодексе РФ, а именно: была возвращена статья за распространение клеветы. Под «клеветой» в Уголовном кодексе понимается распространяемая информация, являющаяся заведомо ложной, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию человека. При этом информация должна иметь характер факта и не должна носить оценочный характер. Распространение клеветы считается свершившимся, если факты известны хотя бы одному человеку. Отягчающие обстоятельства при распространении клеветнических сведений определяются средством обнародования: средство массовой информации или публичное выступление.
Важность введения закона о клевете заключается в том, что клевета, наряду с оскорблением и угрозой, является одной из форм психического давления. В ходе клеветы личность человека получает негативную оценку, подрывается его моральный престиж в глазах окружающих, компрометируется его общественная и деловая репутация. В результате человек получает стресс, переживания, чувство тревоги. Именно в этом состоит умысел распространителя клеветы.
Поскольку распространение клеветы имеет вербальный характер, то правоохранительные органы привлекают к анализу доказательств эксперта-лингвиста.
Какие высказывания подлежат исследованию специалистом?
Исследованию специалистом подлежат высказывания, имеющие следующие лингвистические критерии:
- наличие/отсутствие бранных слов и выражений;
- наличие конструкций с оскорбительной эмоциональной окраской или оскорбительным значением;
- присутствие неприличной формы высказывания;
- наличие сведений о фактах и событиях, выраженных в форме утверждения.
При этом очень важно помнить, что не каждое произнесенное или написанное в чей-то адрес слово является правонарушением, влекущим гражданскую или уголовную правовую ответственность согласно законам Российской Федерации. Например, если текстовые или устные высказывания в чей-либо адрес автор сопровождает словами «мне кажется», «вероятно», «может быть», то таким образом он выражает свое личное мнение, которое утверждением не является. Согласно закону «О средствах массовой информации», каждый имеет право открыто выражать свое мнение.
При проведении экспертизы на наличие клеветы эксперт-лингвист исследует аудио- и видеозаписи разговоров и выступлений, газетные, журнальные и Интернет-публикации, книги, брошюры, плакаты, листовки и другую печатную продукцию, а также материалы дела, которые имеют прямое отношение к предмету исследования (в случае если экспертиза проводится в рамках арбитражного или уголовного процесса).
Что необходимо предоставить специалисту для проведения лингвистической экспертизы по делам о клевете?
Для исследования специалисту предоставляют:
- аудио- и видеозаписи разговоров и выступлений;
- газетные, журнальные и Интернет-публикации;
- книги, брошюры, плакаты, листовки и другую печатную продукцию;
- материалы дела, которые имеют прямое отношение к предмету исследования (в случае если экспертиза проводится в рамках арбитражного или уголовного процесса).
Если анализируется звучащая речь, то ее необходимо дословно расшифровать. Эту процедуру также выполняет специалист-лингвист. Если расшифровка уже предоставлена инициатором экспертизы, то ее необходимо сопроводить носителем с записью. Если необходимо проанализировать печатный текст, то на экспертизу предоставляется издание полностью, вырезка или хорошо читаемая ксерокопия, содержащая предмет исследования и выходные данные. В случае наличия электронной версии издания, можно предоставить ссылку на сетевой ресурс.
Особого внимания требуют материалы Интернет-публикаций. Если это статья, то можно предоставить ссылку на сетевой ресурс или принтскрин. В случае анализа текста, помещенного в блоге или сервисе для обмена быстрыми сообщениями (чате), то необходимо предоставить не только бумажную версию данного текста, но и электронную. Это обусловлено тем, что Интернет-коммуникация обладает такой специфической чертой, как гиперссылки, которые не могут быть адекватно изучены на бумаге, то есть вне сетевого пространства.
Если исследованию подлежит сайт, то необходимо предоставить архив на цифровом носителе с указанием даты создания архива. Также при экспертном исследовании блога или сайта необходимо предоставить эксперту возможность изучить объект по месту его нахождения в сети Интернет. Поскольку объекты подобного рода постоянно изменяются, специалист в области Интернет-технологий должен закрепить его и предоставить в электронном виде.
Какова правовая основа дел о клевете?
Статья 128.1 «Клевета» вновь введена в Уголовный кодекс Российской Федерации. Таким образом, это преступление признано опасным деянием и влечет за собой уголовную ответственность.
Конституция Российской Федерации, статьи 21 и 23.
Статья 128.1 «Клевета» вновь введена в Уголовный кодекс Российской Федерации. Таким образом, это преступление признано опасным деянием. Наиболее тяжким деянием признается обвинение человека в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления.
Статья 298.1 «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава».
Международный пакт о гражданских и политических правах.
ингвистическая экспертиза по делам о клевете. Каковы признаки клеветы?
Основные признаки клеветы имеют следующий характер:
- Распространяемые сведения должны быть ложными, то есть намеренно искажающими действительность, создающими неверные представления о человеке.
- Автор распространяемых сведений заведомо знает, что сведения не соответствуют действительности.
- Сведения порочат честь и достоинство человека.
- Информация получила распространение.
ингвистическая экспертиза по делам о клевете. Что входит в компетенцию лингвиста по делам по статьям 128. 1 и 298.1 УК РФ?
Очень часто от лингвиста-эксперта ждут, что в исследовании он не только проанализирует речевую составляющую высказывания (текста), но также даст юридическую и морально-этическую оценку и квалификацию речевого поведения и текстовой информации. Эксперт-лингвист не решает вопросы, относящиеся к сфере компетенции юриста. В противном случае такое заключение подлежит оспариванию в суде, может быть отклонено, признано недопустимым. Лингвист также не может проверить высказывание на предмет соответствия действительности. Кроме того, не подлежат проверке на соответствие действительности оценочные суждения. Оценка изложенных в материалах фактов на соответствие действительности проводится в ходе судебных разбирательств. В компетенцию лингвиста-эксперта входит установление содержания спорного текста, высказывания, а именно:
- факты присутствия негативной информации о лице или лицах;
- имеет ли отношение негативная информация к конкретному лицу;
- каким способом выражена информация: в форме оценочного мнения, суждения (предположения), убеждения или утверждения конкретных фактов.
Под мнением понимается суждение, имеющее оценочный характер, выраженное при помощи оценочных слов, конструкций и отражающее чью-либо точку зрения.
Под предположением понимается словесно выраженное мнение, отражающее неуверенность пишущего или говорящего в сообщаемой им информации.
ингвистическая экспертиза по делам о клевете. На какие вопросы отвечает ?
- Присутствуют ли в тексте высказывания, утверждающие факты нарушения лицом законодательства, моральных принципов (неправильное поведение в быту или трудовом коллективе; совершение правонарушений, уголовно и/или административно наказуемых деяний, правонарушений)?
- Присутствуют ли в предоставленных материалах высказывания, утверждающие, что лицо совершало аморальные и/или незаконные действия, которые вызвали осуждение окружающих?
- Есть ли в анализируемых материалах фразы, утверждающие совершение лицом преступлений и деяний, предусмотренных УК РФ?
- Имеются ли в анализируемых материалах высказывания о фактах, которые не происходили в действительности, но способны сформировать о лице не соответствующее реальности ложное представление?
- Есть ли в анализируемых материалах высказывания, позорящие лицо, измышляющие факты, поддающиеся проверке?
- Относится ли фраза к конкретному лицу?
- Какая информация о «…» содержится в представленном на анализ тексте?
- Какие стилистические и языковые средства использованы в анализируемом материале для создания негативного образа?
- Является ли информация о «…» положительной, негативной или нейтральной?