Искусствоведческая экспертиза для страхования имущества – это комплексное исследование объекта, представленного на исследование, экспертом-экономистом и экспертом искусствоведом. Специалисты Экспертно-правового центра “Топ Эксперт” – с целью выявления признаков и свойств объекта судебной искусствоведческой экспертизы исследуют предмет изобразительного искусства на трех уровнях, что изначально отфильтрует некомпетентных субъектов экспертизы.
Искусствоведческая экспертиза. В этом плане политика Экспертно-правового центра “Топ Эксперт” такова, что эксперт должен указать не менее трех разных цен, принятых в международной практике, поскольку каждый предмет изобразительного искусства обладает, условно, тремя видами стоимости.
Выделяются:
- основная стоимость (самая высокая), как правило, предназначенная для страхования. Она базируется на обменной стоимости для розничной покупки предметов изобразительного искусства по самой высокой цене;
- рыночная стоимость – цена, согласованная между продавцом и покупателем, при которой не существует взаимных обязательств по продаже и покупке предметов изобразительного искусства. Особенность данного вида стоимости заключается в максимальном информационном сопровождении – провенансе, который необходим в случае гражданских споров по разделу имущества, продаже, вступления в наследство и проч. Также актуален данный вид и для уголовного и административного процессов при назначении искусствоведческой экспертизы, необходимой для расследования преступлений и правонарушений, связанных с предметами изобразительного искусства. В данном случае, следуя принципу разумности, следователи, дознаватели, суд, судья и проч. должны ориентироваться на реальное положение дел на реальном художественном рынке на конкретном этапе времени;
- ликвидная стоимость – это самая низкая стоимость, как правило, предназначенная для продажи в срочных случаях с целью быстрого получения наличных денег (например, в случае банкротства и оценки имущества субъекта правоотношения в виде предметов изобразительного искусства для проведения аукциона в рамках арбитражного процесса и проч.).Соответственно, исходя из международной практики, условно, существует три подхода для оценки предметов изобразительного искусства. Это:
- сравнительный подход (мониторинг), основанный на сравнении одинаковых или похожих предметов изобразительного искусства на соответствующей доле художественного рынка для определения вида стоимости: аукцион, рынки, галереи и т.п.;
- доходный подход – используется для определения целесообразности инвестиции в предметы изобразительного искусства. Он основан на расчете будущего дохода, который принесет предмет искусства в будущем. Это самое проблемное направление, так как в рамках судопроизводства данный аспект актуален в случае установления пределов “упущенной выгоды”;
- стоимостный подход – основан на определении стоимости, связанной с обменом или новым выпуском предмета изобразительного искусства (определении сметы), который украден, поврежден или полностью разрушен.
В некоторых случаях в арбитражном, гражданском и уголовном процессе требуется применение трех видов стоимости: например, в случае утраты предмета изобразительного искусства можно указать не только ликвидную стоимость, но и доходный подход, если объект судебной искусствоведческой экспертизы имеет высокий моральный капитал.
Рыночную стоимость, определяемую в результате сравнительного подхода, в некоторых случаях можно указать как среднюю стоимость.
Однако в любом случае нужно исходить из конкретной ситуации и решать данную задачу дифференцированно (поскольку некоторые, как правило, выдающиеся предметы изобразительного искусства могут значительно (в несколько тысяч раз!) колебаться в цене в зависимости от региона или идеологического контекста).
Более того, часто экономические стороны определения стоимости предмета искусства могут входить в противоречие с искусствоведческой оценкой. И применяемые в данном случае искусствоведческие методики:
- описание;
- сравнение;
- историко-культурный, историко-искусствоведческий анализ и т.д. – безусловно, должны иметь приоритетное значение.
В последнее время достаточно часто возникают ситуации, когда различные производные произведения (ст. 1260 ГК РФ) пытаются выдать за пародии с тем, чтобы воспользоваться рассматриваемым ограничением.
Поскольку правовое понятие пародии и карикатуры отсутствует, то целесообразно руководствоваться понятиями, выработанными в литературоведении и искусствоведении. В спорных случаях вопрос о том, можно ли признать то или иное произведение пародией или карикатурой, либо оно представляет собой обычный случай переработки произведения, на который распространяются общие требования подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, должен решаться судом. В необходимых случаях может быть проведена искусствоведческая экспертиза.