Назначение судебной экспертизы в административном судопроизводстве

  • Home
  • Экспертизы
  • Назначение судебной экспертизы в административном судопроизводстве
Top Expert Экспертизы

Новый кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) согласно ст. 1 регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела (ч. 2—3 ст. 1 КАС РФ):
об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых
организаций;
об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок;

о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
о прекращении деятельности средств массовой информации;

о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерации иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Согласно ст. 59 КАС РФ судебная экспертиза относится к доказательствам по административному делу.
Судебная экспертиза по административному делу назначается в случае возникновения в ходе его рассмотрения вопросов, требующих специальных знаний (ст. 77 КАС РФ). Производство экспертизы может быть поручено экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. На время проведения экспертизы производство по административному делу может быть приостановлено.
Суд может назначить экспертизу как по ходатайству лица, участвующего в административном деле, так и по своей инициативе. Однако по инициативе суда экспертиза может быть назначена только в следующих случаях: если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, а также если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы или проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами.
В процессе назначения экспертизы лица, участвующие в административном деле (стороны (административные истцы и административные ответчики), заинтересованные лица, прокурор; представители органов и организаций, а также лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц), вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом. Отклонение судом вопросов, предложенных лицами, участвующими в
административном деле, должно быть мотивировано в определении суда о назначении экспертизы (ч. 3 ст. 77 КАС РФ).
Лица, участвующие в административном деле, вправе:
1) ходатайствовать о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении или о привлечении в качестве экспертов предложенных ими лиц;
2) формулировать вопросы для эксперта;
3) знакомиться с определением суда о назначении экспертизы;
4) ходатайствовать о внесении в определение дополнительных вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом;
5) давать объяснения эксперту;
6) знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение;
7) ходатайствовать о проведении дополнительной, повторной, комплексной или комиссионной экспертизы (ч. 4 ст. 77 КАС РФ).

Если сторона уклоняется от участия в экспертизе, не представляет экспертам необходимые материалы и документы для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела безучастия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Назначая судебную экспертизу по административному делу, суд
(судья) должен четко определить ее род, вопросы, выносимые на раз
решение эксперта, и вынести мотивированное определение.
Оназначении судебной экспертизы суд выносит определение (ст. 78
КАС РФ), по структуре сходное с определением суда в гражданском и
арбитражном процессе. Это определение также состоит изтрех частей:
вводной, описательной и резолютивной.Внем указываются:
основания назначения экспертизы;
фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного
учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
вопросы, поставленные перед экспертом;
документы и материалы, предоставленные в распоряжение экс
перта;
особые условия обращения с предоставленными документами и
материалами при исследовании, если такие условия необходимы;
срок, в течение которого экспертиза должна быть проведена и со
ответствующее заключение должно быть представлено в суд.
В случае отклонения каких либо вопросов, предложенных лица
ми, участвующими в деле, в определении о назначении экспертизы
должны быть указаны мотивы, по которым эти вопросы отклонены.
Если экспертиза назначена по ходатайству лица, участвующего в
деле, не освобожденного от уплаты сумм за проведение экспертизы,
в определении также указывается на обязанность этого лица внести в
срок, установленный судом (ст. 109 КАС РФ), денежную сумму, под
лежащую выплате эксперту, в размере, определенном судом на осно
вании соглашения сторон и эксперта.
В определении о назначении экспертизы суд также предупреждает
эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения
(ст. 307 УК РФ), а также о наложении судебного штрафа в случаях не
явки в суд безуважительных причин либо неисполнения им обязан
ности по заблаговременному извещению суда о невозможности
явиться в суд (ч. 12 ст.49 КАС РФ) в порядке и размере, установлен
ных ст. 122 и 123 КАС РФ.
Согласно ст. 79 КАС РФ экспертиза проводится экспертами — со
трудниками государственных СЭУ по поручению руководителей этих